МБДОУ детский сад №28 «Солнышко»ст.Новоминская

Проект «Удивительный мир рыб» в средней группе» воспитатель Поддубная Елена Евгеньевна

 Проект «Удивительный мир рыб» в средней группе»

Актуальность проекта

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.  Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.                                              

Писатель натуралист Николай Сладков писал о рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек, тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых! Рыбы — дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!».                                                                                    

Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Поэтому я решила разработать проект для детей средней группы «Удивительный мир рыб», чтобы помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.

Тип проекта: информационно-творческий.

По составу участников: групповой.

          Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.                                                         f00f81615a1700068103d81.jpg                                 

        По продолжительности: Краткосрочный (2 недели).

        Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

          Цель проекта: 

         Знакомство детей с разнообразием рыб.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; о разнообразии рыб.

- формировать представления о характерных особенностях строения рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб.

Развивающие:

          - развивать интерес к познанию окружающего мира;

- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);

- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;

- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей.

Ожидаемые результаты проекта:

- у воспитанников сформированы представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб;

- в экологическом уголке группы пополнена развивающая среда;

- результаты художественного творчества оформлены в выставке работ;

- родители вовлечены к участию в проектной деятельности.

          Этапы реализации проекта:

          1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про рыб и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.  

          2. Практический -  дать первичную информацию о рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию,  разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок;  прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов;  просмотр познавательных мультфильмов  и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, просмотр мультфильмов совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление дидактической игры по РЭМП «Рыбы», альбомов с иллюстрациями «Речные рыбы», «Морские рыбы», «Аквариумные рыбы», оборудование для дыхательной гимнастики.  

         3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки, создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление макета аквариума, стенгазеты.

             Сотрудничество с семьёй: Выставка поделок «Обитатели водоемов», создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление стенгазеты.

             Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.

Содержание работы.

На подготовительном этапе был проведен первичный мониторинг знаний детей о рыбах.

Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли беседу в форме вопросов. (Приложение 1)

Мониторинг проводился индивидуально с каждым ребёнком. Примерная продолжительность беседы с ребёнком 5 минут.

В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации педагогического мониторинга в таблицу 1 (Приложение 2).

Критерии оценки:

« + » - ответил правильно на вопрос.

« + - » - ответил не полностью.

« - » - не ответил на вопрос.

В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах детей средней группы, представленные в таблице 2 (Приложение 3).

Наглядно эта информация представлена на рисунке 1 (Приложении 4).

На данном этапе осуществлялся сбор и накопление материала по проекту; создание условий для реализации проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта; разработан план проекта по ознакомлению детей с разнообразием рыб. (Приложение 5).

Определив основное направление в работе, приступили к созданию предметной среды (дидактические игры, альбомы, картотеки игр, загадок, стихов), которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную деятельность и способствовала ознакомлению детей с разнообразием рыб.

На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с разнообразием рыб, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о рыбах, их строении.

В работе использовали:

Рассматривание иллюстраций в книгах, атласах, игрушек. Наблюдения за аквариумными рыбками. Чтение стихотворений, рассказов, загадок, считалок. НОД. Беседы. Упражнения на дыхание, чувства ритма. Дидактические игры. Словесные игры. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, физминутки. Пальчиковые игры. Продуктивные виды деятельности. Конструирование из бумаги, счётного материала, палочек, мозайки. Слушание песен о море, звуков воды. Просмотр мультфильмов и презентации о рыбах. Изготовление аквариума, стенгазеты, видео ролика «Удивительный мир рыб». Консультации, беседы с родителями.

           На заключительном этапе был осуществлён повторный мониторинг знаний детей о рыбах, проведён анализ полученных результатов.

Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли те же самые вопросы педагогического мониторинга. (Приложение 1)

В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации результатов педагогического мониторинга в таблицу 3 (Приложение 6).

В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах детей средней группы, где видно, что показатели уровня знаний детей о рыбах существенно изменились. Результаты представлены в таблице 4 (Приложение 7).

Наглядно эти данные представлены на рисунке 2 (Приложении 8).

Для оценки результативности данной работы над проектом было проведено сравнение уровня знаний детей о рыбах на подготовительном и заключительных этапах.

Результаты сопоставительной характеристики представлены в таблице 5 (Приложение 8).

Наглядно эти параметры отражены на рисунке 3 (Приложение 9).

Таким образом, содержание таблицы и рисунка, говорят о значительном повышении уровня знаний детей о рыбах, значит цель и задачи нашего проекта достигнуты.

          Итоги проекта:

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и среде обитания рыб; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её; пополнилась развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.

Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагога и детей.

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы
  2. Е.Ю. Валк «Дошколятам – о животных», Волгоград, 2013
  3. Н.А. Кнушевицкая «Стихи. Загадки, игры по лексическим темам», Издательство «Детство – Пресс», 2014
  4. Л.М. Калмыкова «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Картотека тематических пальчиковых игр», Волгоград, 2014

Приложение 1

Вопросы педагогического мониторинга

1. Где живут рыбы?

2. Зачем рыбам плавники и хвост?

3. Чем питаются рыбы?

4. Какие бывают рыбы?

Приложение 2

Таблица 1

Протокол регистрации результатов педагогического мониторинга

на подготовительном этапе

Ф.И ребёнка

Где живут рыбы

Зачем рыбам плавники и хвост

Чем питаются рыбы

Какие бывают рыбы

1.

Беренда Марьяна

+   

+-

+ -

+ -

2.

Голуб Ксения

+

+

+

+

3.

Григорян Вероника

+ -

-

-

+ -

4.

Гришина Валерия

+

+-

+

+

5.

Диденко Владислав

+ -

-

+

+

6.

Курдияшко Полина

+ -

+-

+ -

+ -

7.

Лозан Кира

+

+-

-

+

8.

Лозан Родион

+

+

-

+

9.

Магранова Софья

+

+ -

-

+ -

10.

Некрасова Валерия

+

+

-

+ -

11.

Полищук Богдан

+

+

+

+

12.

Приступко Дмитрий

+

+

+

+

13.

Степанян Алиана

+

-

+ -

14.

Федулова Полина

+

+

-

+ -


Приложении 3

Таблица 2

Показатели знаний детей о рыбах на подготовительном этапе

Вопросы педагогического мониторинга

 Количество детей по    

   каждому вопросу

Процентное

       соотношение

Где живут рыбы

« + » - 11

« + - » - 3

« - » - 0

52,7 %

36,8 %


Зачем рыбам плавники и хвост

« + » - 7

« + - » - 5

« - » - 2

54,2 %

35,3 %

10,5 %

Чем питаются рыбы

« + » - 2

« + - » - 7

« - » - 5

15,8 %

58,0 %

33,2 %

Какие бывают рыбы

« + » - 3

« + - » - 6

« - » - 5

31,5 %

52,6 %

15,8 %

Приложение 

      Планирование видов деятельности для реализации проекта

Образовательная область

Вид деятельности

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, альбомах, плакатов.

Цель: формирование интереса у детей к книгам, альбомам и др., знакомство с некоторыми названиями рыб. Развитие чувства прекрасного при любовании красивыми подводными пейзажами. 

Рассматривание различных игрушек, ракушек, камешков, макета морского дна.

Цель: обращение внимания детей на характерные особенности строения морского дна, рыб, среду их обитания, питание, способы передвижения; развитие чувства прекрасного при рассматривании.
Рассматривание аквариума в группе с искусственными рыбками и водорослями.

Цель: знакомство детей с искусственным водоёмом для рыб, водных животных и растений, находящемся в помещении – аквариумом.

Наблюдение за аквариумом и аквариумными рыбками – гуппи, неоны, сомик.

Цель: знакомство детей с искусственным водоёмом для рыб, водных животных и растений, находящемся в помещении – аквариумом; формирование обобщённых представлений о рыбах, знакомство с названиями некоторых аквариумных рыб; умение определять их на вид по характерным внешним особенностям; рассказывание о бережном отношении к рыбам, обитающим в различных водоёмах.

Кормление рыбок

Задачи: Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм.

«Ознакомление с миром природы» – «Рыбы», «В гостях у речных рыб».

Цель: формирование у детей представлений о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.; активизация и обогащение словарного запаса детей; желание бережно относиться к богатствам природы; воспитание интереса к природе.

Приобщение детей к основам экологической грамотности; освоение детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются,                         как размножаются; развитие умения пользоваться моделью и схемой, мышления, памяти, логики, умения анализировать, выражать свои мысли в                              активной речи; воспитание у детей любви к живой природе.

Настольные игры: «Лото», «Пазлы», «Лабиринты», «Мозаика», «Рыбалка», «Кто где живёт?», «Найди пару», «Подбери цвета».

Цель: развитие логического мышления; закрепление знаний о рыбах, среде их обитания, обогащение словаря; развитие стратегического мышления, зрительной памяти, внимания, знание цветов.

Речевое развитие

Составление описательного рассказа о рыбке.

Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ.

Беседа о рыбах, о подводном мире; об обитателях рек, морей, аквариума; «Что мы знаем о рыбах», «Кто такие рыбы», «Кто живет на дне морском?», «Кто живет в аквариуме», «Кто живет в реке», «Польза рыб для человека», «Рыбы – дети воды», «Как спят рыбы?». Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о рыбах.

Стихи, загадки, считалки о рыбах и жителях подводного мира. 

Цель: расширение словарного запаса по теме; развитие мышления, воображения.

Чтение художественной литературы:

Г.Х. Андерсен «Русалочка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», р.н.с. «Лиса и волк», К.И. Чуковский «Доктор Айболит», И. Токмаковой «Где спит рыбка?», В.Орлов «Золотые рыбки», И.Крылов «Щука», «Лебедь, щука и рак», «Немо», Н.Носов «Карасик».

Цель: формирование интереса к художественным произведениям различных жанров, раскрытие взаимосвязи между сказочным и реальным миром; умение выделять главную мысль произведения, закрепление умения внимательно слушать и отвечать на вопросы по рассказу.

Упражнение на дыхание: «Волшебные рыбки»

Цель: обучению детей правильному дыханию.

Дидактические игры: «Собери целое», «Найди отличия», «Подбери по описанию», «Найди дом для рыбки», «Найди рыбку по описанию», «Определи по тени», «Подбери пару», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Рыбы», «Раскрась рыбку», «Поймай рыбку», «Разложи рыбок». Цель: уточнение и закрепление знаний о водных обитателях, среде их обитания; развитие находчивости, сообразительности, внимания; умение сравнивать предметы по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности.

Словесные игры: «Плавает - не плавает», «Какая?», «Где живёт?», «Назови части тела рыбы», «Угадай по описанию», «Назови одним словом».

Цель: расширение словаря детей по теме; уточнение и закрепление знаний о водных обитателях, среде их обитания;

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

«Рыбалка», «Рыбаки», «Семья. Варим рыбный суп»,

«Моряки».

Цель: закрепление представлений детей о водоёмах и их обитателях, умение взаимодействовать в сюжетах с двумя - тремя действующими лицами, исполнять роль за себя и за игрушки, воспитание аккуратности в обращении с игрушками.

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Море волнуется», «Рыбы», «Ловля рыбок», «Морские фигуры», «Акула», «Рыбаки и рыбки», «Ручеёк», «Караси и щука», «Водяной», «Караси и щука», «Невод и рыбки».

Цель: развитие двигательных навыков, воображения, внимания, умение действовать по сигналу.

Упражнение: «Поймай рыбку», «Рыбалка».

Цель: развитие ловкости, мелкой моторики.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности:

Рисование: «Рыбка»

Задача: учить создавать выразительные образы рыб и среду их обитания.

Раскраски по теме «Рыбы», штриховка рисунка карандашами, рисование по трафаретам

Цель: закрепление навыка разукрашивания,

Упражнение «Угадай и дорисуй рыбку»

Цель: развитие творческих способностей, мышления, внимания.

Лепка: «Золотая рыбка»

Цель: создание картины из пластилина; развитие творческих способностей.

Аппликация: «Рыбки»

Задачи: учить детей украшать рыб; продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюдательность, координировать движения рук и глаз.

Коллективная работа «На дне морском» Конструирование из бумаги – оригами «Рыбки».

Цель: отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали пополам; продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога;

закрепление умения составлять коллективную композицию, умение работать сообща, развитие навыка аккуратного наклеивания.

Выставка рисунков и поделок из различного материала 

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Конструирование рыб по схемам из счётного материала, палочек, мозаики.

Цель: развитие конструкторских навыков, мелкой моторики, умении работать по схемам.

Дид. игра: «Сложи узор для рыбки». Цель: развитие умения складывать целое изображение из отдельных частей, развитие логического мышления, мелкой моторики, сообразительности, умение работать по схемам.

Музыкальная деятельность:

Прослушивание песен о море; слушание музыки: «Звуки моря».

Цель: обучение умения воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений; упражнение детей в создании выразительных образов морских обитателей, привитие любви к различным музыкальным жанрам.

Дид. игра: «Составь и прохлопай». Цель: развитие чувства ритма.

Просмотр презентаций «Рыбы», «Кто такие рыбы», «Рыбы, какие они», «Аквариум», «Морские рыбы», «Речные рыбы», «Аквариумные рыбки», просмотр познавательных мультфильмов.

Цель: закрепление знаний детей о рыбах, обогащение словарного запаса по теме.

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей:

«Ребенок и природа».

Поиск материала на морскую тематику, подборка фотографий, связанных с водоёмами и обитающими в них рыбами для стенгазеты и видео ролика; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, просмотр мультфильмов совместно с родителями. Вовлечение родителей в совместную познавательную, творческую деятельность, оформление фотовыставки

"Увлекательный мир рыб".

Просмотр мультфильмов о рыбах: «Немо», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Приложение 

Таблица 3

Протокол регистрации результатов педагогического мониторинга на заключительном этапе

Ф.И ребёнка

Где живут рыбы

Зачем рыбам плавники и хвост

Чем питаются рыбы

Какие бывают рыбы

1.

Беренда Марьяна

+   

+

2.

Голуб Ксения

+

+

+

+

3.

Григорян Вероника

+-

+

+ -

4.

Гришина Валерия

+

+

+

+

5.

Диденко Владислав

+-

+

+-

6.

Курдияшко Полина

+

+ -

7.

Лозан Кира

+

+

+

+

8.

Лозан Родион

+

+

+-

+

9.

Магранова Софья

+

+

10.

Некрасова Валерия

+

+

+

11.

Полищук Богдан

+

+

+

+

12.

Приступко Дмитрий

+

+

+

+

13.

Степанян Алиана

+

+

+ -

14.

Федулова Полина

+

+

+

Приложении

Таблица 4

Показатели знаний детей о рыбах на заключительном этапе

Вопросы педагогического мониторинга

Количество детей по каждому вопросу

Процентное

       соотношение

Где живут рыбы

« + » - 14

« + - » - 0

« - » - 0

100 %



Зачем рыбам плавники и хвост

« + » - 12

« +- » - 2

94,7 %

5,3 %

Чем питаются рыбы

« + » - 13

« + - » - 1

« - » - 0

97,4 %

2,6 %


Какие бывают рыбы

« + » - 10

« + - » - 4

« - » - 0

73,7 %

26,3 %


 Приложении 

Стихи, загадки

Как спят рыбы?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И.Токмакова)

Если дальше мы пройдём,

звёзд морских у скал найдём.  

В ярких платьицах они

и сверкают как огни.  

На дне скучает - осьминог,

сложил печально - 8 ног  

Точнее, 8 длинных рук –

никто не плавает вокруг.  

В сказках - «Чудо - Юдо» он,

часто страшен, разъярён,  

Наяву ж - известно всем

- безобиден кит совсем.

            Мурена.
           Мурена – рыба просто жуть,
           Таких мы не встречали:
           Характер злой, ума чуть-чуть,
           А зубы – как из стали.
           Из самой прочной стали!

Дельфин.

О дельфинах всем известно

Нет животных интересней:  

Острый ум, движенья ловки

и легки для дрессировки.  


Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!

 Крабик

От волны невдалеке,  

Двигаясь неспоро,  

Крабик ножкой на песке

Делает узоры.

Я на самом деле — рыбка! От волны невдалеке,          

            Двигаясь неспоро,
           Крабик ножкой на песке
           Делает узоры.

Снаружи грозный осьминог,  

В душе – добрейший малый:  

Он приготовил нам пирог

С начинкой из коралла –  

Из нежного коралла!

Акула – всех морей беда,  

Виновница разгула.  

Она сейчас не голодна:  

Акула съела мула –

Огромнейшего мула!  

Морской конёк.

Морской конёк, как горбунок,  

Застыл немым вопросом:  

Достанет ли свой гребешок  

Он длинным чутким носом.  

Своим длиннющим носом!  

Ерши

Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

Золотые рыбки

Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.В. Орлов

И рыба клюет
Боится идти на рыбалку рыбак.
- Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит

Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба клюет.

На рыбалке

Петя с удочкой сидит, 
Зорко на воду глядит. 
В ней малютки карасята 
Роют ил, как поросята. 
Стая старых карасей 
Водяную карусель 
Бойко вертит у крючка, 
Отвлекает рыбачка, 
Чтобы снять червя с крючка. Г. Ладонщиков

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

Рыбья  дразнилка
Эй, сом!
Эй, сом!
Ше-вель-ни
Хвос-том!
А я тебя
Не боюсь!
Дай подергаю за ус!
Ты – ленивый,
Ты проворный,
Ты – серебряный,
Ты – черный.
И не хлопай пастью зря,
Не поймаешь пескаря!

Акула (рыба)
Древней акулы рыбы нет.
Она живет здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит!
Акула
Это что за страшный хищник,
В океане грозно рыщет?
Пасть с зубами распахнула.
Берегись, плывёт акула!

Дельфин
О дельфинах всем известно — 
Нет животных интересней: 
Острый ум, движенья ловки 
И легки для дрессировки.
Дельфины
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.

Ёж морской
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.

Рыба-игла
Немало в море всяких рыб,
Одна плыла меж тёмных глыб,
Её малыш рукой поймал
И с ней немного поиграл.
Была та рыба столь мала,
По форме острая игла,
Она метнулась, как стрела,
И очень быстро уплыла!

Камбала (рыба)
Эта важная особа
Смотрит в стороны сурово,
В рот водицы набрала
Проплывает камбала.

Камбала.
Они ужасно плоски
И дети, и подростки
И даже рыбы взрослые
На вид совсем как доски.
Плывет по морю великан.

Кит
Полощет свой беззубый рот.
Процедит, выпустит фонтан
И дальше по морю плывет.

В сказках — «Чудо-Юдо» он, 
Часто страшен, разъярён. 
Наяву ж — известно всем — 
Безобиден кит совсем.

Коньки морские
Рыжие лошадки
Есть и вороные.
А еще, ребятки,
Есть коньки морские.
Нет у них подковок,
Нет пушистой гривы.
Под водой, в кораллах
Плавают игриво.

Про сома

Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся -
Сам
С усами!

Трудно жить
Без пап и мам!
Трудно
Маленьким сомам!
Но зато уж взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе
На дне
Самостоятельный вполне!

Где живет огромный сом?
Где живет огромный сом,
Он по весу чемпион,
Хоть совсем сойдешь с ума,
Не поймаешь ты сома!
Не клюет он на червя,
Не возьмет на пескаря,
Леску прочную порвет,
В глубину на дно уйдет!
Вот у старого сома 
Голова пока цела,
Осторожен старый сом,
Потому, что он умен!

 «Красивые рыбки»

Уж я то знаю:

Не для кошек

И не для собственной еды

Разводит дедушка рыбешек...

Разводит их -

Для красоты!

Он сеял рыбок, как рассаду,

Не поливал (росли в воде).

И только взглядом, только взглядом

К их прикасался красоте.

Пескарь (рыба)
Рыбка в зарослях ютится,
Норовит от всех укрыться.
Осторожен как и встарь
Этот маленький пескарь.

Осьминог
На дне скучает осьминог.
Сложил печально восемь ног.
Точнее, восемь длинных рук –
Никто не плавает вокруг

Загадки

 Посмотрите, дом стоит,                              
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.Аквариум

Стеклянный домик на окне 
С прозрачною водой, 
С камнями и песком на дне 

И с рыбкой золотой.Аквариум

На окне - стеклянный пруд,
А рыбачить - не дают!  Аквариум


 Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.Вода

Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой.Рыбка


В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.Волны
                                                       

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

На спине его есть кран:

Из него бежит фонтан.  Кит

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан. Кит

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног - ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.  Морж

В реке большая драка: 
Поссорились два ...   рака

 Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная … Акула

            В буйном море – океане
           Рыба страшная живет,
           У нее большой живот,
           Пасть с ужасными клыками.Акула
                               

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!Акула

Гриб прозрачный водяной,

Проплывал вместе с волной. Медуза

Есть лошадка, что не пашет,

«И-го-го» она не скажет,  

Молча плавает в воде,

Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек? Кто это?… Морской конек

Чем похож я на коня?

Шейка, гривка у меня...  

Здесь какая-то ошибка:  

Я на самом деле — рыбка! Морской конёк.

   

На дне морском живёт звезда

И всем твердит упрямо,  

Что будто бы она туда,  

На дно, с небес упала.

С самих небес упала!  Морская звезда.  

Дружить всерьёз с морским ежом  

Нам нужно осторожно.  

Ведь не секрет, что родом он

Из хищных иглокожих –  

Коварных иглокожих!  Морской ёж. 

По волнам гуляет зонтик.

Если встретите - не троньте!  

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжётся, как крапива.  Медуза.

Кто же в море в каменной рубахе?  

В каменной рубахе в море – ……  Черепахи.  

            С моряками был он дружен,
           Чем доныне знаменит.
           Из морских зверей кому же
           В мире памятник открыт?Дельфин

            Все ко дну я прижималась                          

            В темноте морских глубин.
           Незаметной быть старалась –
           Превратилась в плоский блин.   Камбала

            И на дне морском глубоком,
           И у самых берегов
           Кто из рыб электротоком
           Отгоняет прочь врагов?Скат

Средь рыб океанических

Стоит он как-то боком,  

А назван электрическим  

За то, что бьётся током –  

Представьте, бьётся током! Электрический скат.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.Щука

У нее во рту пила.
Подводой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала.Щука

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.Сом

Колюч, да не еж. Кто это?  Ерш

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … Осьминог

НОД «Рыбы».

Задачи: формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.; активизировать и обогащать словарный запас детей; вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство; воспитывать интерес к природе.

 Воспитатель показывает глобус.

 Воспитатель: Сколько на глобусе голубого цвета. Что изображено голубым цветом?

Дети: Это вода: океаны, моря.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

- Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением морских рыб.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Они живут и в солёной, и в пресной воде. Рыб в мире огромное количество. Отберите картинки с изображением рыб (набор картинок разных животных и рыб)

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Физминутка: «Плаваем-ныряем».

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки. Давайте посмотрим: какие они. (показ презентации «Кто такие рыбы?» )

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

- Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

- Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

 Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

 Рассматривание модели.

Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо?

Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Караси и щука»» или «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

 (Высказывания детей.)

НОД «Наблюдение за рыбками».

Цель: формирование обобщённых представлений о рыбах.

     Задачи: углубить знания о строении рыб, среде их обитания; вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности. Помочь детям осознать, что рыба живая и нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками). 

Ход НОД:

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку-рыбку. Дети показывают и называют голову, глаза, рот, хвост.

- Хвост помогает ей плавать.

- Может ли плавать игрушечная рыбка?

Воспитатель ставит ее в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается.

- Это игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть.

- Я сейчас приглашу вас посмотреть, как плавает настоящие рыбки, как виляют хвостиком. Но вначале запомните: нельзя стучать по стеклу- рыбки пугаются, нельзя ловить рыбок, они должна находиться в воде, без воды они могут погибнуть, на них можно смотреть, ими можно любоваться.

Приглашаю детей в холл детского сада, где стоят большие аквариумы с рыбками.

- Наблюдайте за рыбками и негромко рассказывайте, что вы заметили (рыбки плавают, махают хвостиком, раскрывают рот, смотрят, заплывают за камень).

- Покажите ручками, как плавает рыбка.

Рыбка плавает по дну, не поймаешь не одну.

- Полюбуйтесь, как красиво они плавают, легко, плавно. Эти рыбки называются гуппи. Посмотрите, какие красивые хвосты у этих рыбок.

- Куда они плывут? (Во все стороны, по всему аквариуму.)

- Посмотрите на рыбок, а теперь закройте глаза!

- Где рыбки? Снова закройте, где теперь рыбы?

- А если рыбки закроют глаза, она увидит, куда им плыть?

- Что помогает им плыть (хвостик, плавники и глазки). Глазками они видят куда можно плыть.

          - Как хвост помогает рыбке плавать. Дети наблюдают за движением хвоста рыбки. Воспитатель поясняет: «Если рыбка не будет шевелить хвостом, она не сможет плыть и будет стоять на одном месте» Он показывает детям хвостовой плавник.

          - Рассматривание плавников. Воспитатель показывает детям на игрушечной рыбке или на живой, когда она подплывает близко к переднему стеклу, ее спину и брюшко. Говорит, что спина у нее всегда вверху, а брюшко-внизу. Обращает внимание на плавники, поясняет: «Плавники помогают рыбке плыть и прямо держаться в воде – не переворачиваться. Рыбка по-разному двигает плавниками». Педагог предлагает ребятам понаблюдать за рыбкой и повторить руками движения плавников.

          - Как рыбка плавает. «Рыбка плавает по-разному. Быстро и медленно. Быстро она плавает, когда видит корм и когда пугается. Тогда она сильно двигает хвостом из стороны в сторону. Обычно рыбка плавает медленно, чуть-чуть шевеля хвостом».

          - Как рыбка отдыхает. Воспитатель обращает внимание детей на спящую рыбку. «Рыбка плавает не все время. Иногда она останавливается, чтобы отдохнуть. Тогда рыбка чуть-чуть шевелит плавниками, а хвостом не двигает совсем. Спит она около дна или среди растений. Спит с открытыми глазами, потому что у нее, в отличие от человека, глаза не закрываются.

- А, чтобы рыбкам жилось хорошо, чтобы они не болели, им нужен корм, их надо кормить.

(Дети рассматривают баночку с кормом).

- Это сухие червячки, их любят кушать рыбки, но нам ни в коем случае в рот брать нельзя.

- Как ест рыбка. Утром дети наблюдают, как голодная рыбка хватает ртом песок, ощипывает растения. Сейчас я насыплю корм в аквариум, а вы наблюдайте, что будет делать рыбка.

- Посмотрите, чем едят рыбки? (ртом)

- Какой у них рот (маленький)

- Как они захватывают корм (подплывают к поверхности воды, открывают рот и заглатывают корм).

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

     - Когда дают корм, рыбки всплывают на поверхность воды и начинают хватать его, падающий корм ловит на лету или собирает со дна. Наевшись, рыбки уплывают от корма. По рыбам трудно определить, спят они или нет - ведь рыбы для сна не закрывают глаза, как это делают люди. У рыб просто нет век, чтобы это сделать. Да они и не нужны им. Но они все же спят, хотя сон у них не бывает таким крепким, как у нас. Рыбы почти не двигаются, но все видят и слышат, готовые в любую минуту уплыть, спрятаться. Если дома есть аквариум, то ночью внезапно включив свет, можно увидеть, что рыбки "лежат" брюшком на дне или на водорослях и почти не шевелятся. Но всего одно движение, или звук, и все они проснутся.

 А если у кого-то в аквариуме есть сомики, то днём можно наблюдать, как спит ночная рыбка - ведь сом ночной хищник. То днём он лежит на дне, не двигаясь, а с приходом темноты начинает плавать и искать корм.

  Большинство рыб для отдыха находят себе тихое спокойное место. Спят они по-разному: ложась брюшком или боком на дно, кверху брюшком, а иногда и вниз головой, или зарывшись в песок.

- Можно взять живую рыбку в руки и поиграть с ней (Рыбка без воды может задохнуться, погибнуть).

- С кем вы познакомились сегодня? (С рыбками.)

- Как называются они? (Гуппи.)

- Какие они? (Красивые, проворные, небольшие.)

     - Где они живут? (В аквариуме.)

- Что они делают? (Они плавают в аквариуме и радуют нас.)

- Чем их можно кормить? (Сухим кормом.)

- Вы были большие молодцы, были внимательными.

Беседа с детьми на тему: «Разные рыбы».
Цель: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

ХОД беседы:

Загадки:

1. У родителей и деток вся одежда из монеток.

2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.

3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.

- А как вы догадались? (Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы. Рыбы живут в реке, они плавают, имеют хвостики и т. д.)

- А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке? (Ответы детей)

Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (Ответы детей)

- Почему вы так решили? (Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.)

Рыбы делятся на группы по месту обитания:

- Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

- Рыбы, живущие в море, называются… морскими

- Рыбы, живущие в аквариуме, называются … аквариумные

- Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).

- Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы. (Голова, тело, хвост, плавники.)

- Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно-вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.

Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров.

Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост.

- А чем, ребята, покрыто туловище рыбы? (Ответы детей)

- А как вы думаете, для чего рыбе чешуя? (Предположения детей)

Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии - полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий.

- Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост? (Предположения детей)

Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.

Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать? (ответы детей)

- Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной в водоеме.

Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?

- Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для домашних животных. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

Таким образом, роль рыб в жизни человека очень велика.

- А надо ли беречь рыб и почему? (Предположения детей)

Нельзя без надобности вылавливать рыбу иначе она полностью исчезнет.

Беседа на тему: «Что мы знаем о рыбах?»

Цель: пополнение знаний детей о рыбах.

Задачи: Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Напомнить способ классификации предметов. Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.  Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка. Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

Ход беседы:

Воспитатель: Блещет в речке чистой
                        Спинкой серебристой.
                        У родителей и деток
                        Вся одежда из монеток.
                      Кто это?  (Рыбки).


Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья. 

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний — воробей.

Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов. 
Воспитатель  убирает картинку с воробьем. 

Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой.  Рассказывайте по образцу   высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

  - самая некрасивая,

- самая большая,

- самая маленькая.

Ответы детей.

Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?  

Дети: (называют общие признаки рыб) 

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры. 
Воспитатель:  А теперь отгадайте-ка загадку.

 «У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки — это?

 Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.  Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные. 
Воспитатель: У многих живых существ  есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников.Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.  Шевелят плавниками и плывут. Плавник... плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Воспитатель:  А есть ли у рыб шея?

 (ответы детей) Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физминутка  «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Но не отправимся домой.

Педагог цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой: 

Воспитатель: Ночью темень,

                        ночью тишь.

                        Рыбка, рыбка,

                       где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка?)

                      Где  же спит рыбка и как?  

 Дети: Спит  рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля

                                плавниками, с открытыми глазами).

Воспитатель:  Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой, и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

 Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас  ребята  видел рыб в реке или в пруду?  Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).
воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.   А как живут аквариумные рыбки?   Расскажите, что вы знаете о них. (Ответы детей).
Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли?  Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность?

Ответы детей.

 Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Заканчивая занятие, воспитатель обращается к детям: «Что нового узнали вы сегодня о рыбах?   О каких рыбах вы хотите узнать поподробнее.

НОД в средней группе на тему «В гостях у речных рыб»

Задачи: приобщать детей к основам экологической грамотности; способствовать                       освоению детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются,                           как размножаются; развивать умение пользоваться моделью и схемой. Развивать мышление, память, логику, умение анализировать, выражать свои мысли в  активной речи. Воспитывать у детей любовь к живой природе. Продолжать учить подбирать определения, упражнять в образовании прилагательных от существительных; обогащать активный словарь новыми словами (размножение,                икра, личинка, мальки).Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Оборудование: мольберт, конверт, схема-модель для описания рыб, голубая ткань («река»), картинки водорослей, камней, речных рыб, бытовые отходы (кульки,                                 банки, коробки, крышки и т.п.), эмблемы «Защитники природы», схема развития                                    рыбы.

ХОД НОД:
Воспитатель вносит в группу Письмо, на конверте «SOS».
- Что означают эти буквы? (бедствие)
В конверте модель «Рыбы».
- От кого письмо?
- Где могут жить рыбы?
- Отгадайте от каких рыб это письмо?
Загадка про речку:
-  Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Разливая берега,
Мчится быстрая ...(река)

- Значит письмо пришло от каких рыб? (речных). А если рыбы живут в озере,                                        то как они называются – озерные, в море – морские.                                                                                                                    А нам нужно спешить на речку к каким рыбкам? (речным)

Дети проходят, на полу из ткани имитация реки. Кругом мусор (пакеты, коробочки из - под сока, бутылки пластиковые, фантики, кожура от фруктов).
- Что же случилось с рекой? Сколько мусора. Откуда он здесь взялся? (выводы детей).                          - А вы, когда отдыхаете на берегу реки, озера, вы что делаете с мусором?
- Как же нам помочь жителям реки и самой реке? (предложения детей)
- Что бы нам начать убирать мусор, что нужно одеть? Надеваем сапоги (имитация),                                   а какие сапоги? (резиновые), а перчатки? (резиновые).                                                                              Игра «Собери мусор».
- Вот молодцы, дружно, вместе мы навели чистоту. А чтобы больше такой беды не случилось, мы поставим около речки запрещающий знак. (Педагог еще раз обращает внимание, что мусор надо всегда за собой убирать, чтобы было чисто).
- После того, как мы с вами очистили от мусора дно нашей реки, стало видно,                                               какая рыба водится здесь. Я сейчас загадаю загадки, а вы покажете, что это за рыба. Загадки:
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Оказалась это …. (щука)
-Ребята, почему в загадке говорится, что щука злюка? (хищник)
- На какое животное похожа щука? (на крокодила)

Колюч, да не еж.
Кто это? (Ерш)
-Зачем ершу такие на плавнике колючки?

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Как зовут его (карась).

Хоть и рыба и мала,
Очень все ж она сильна,
Трудно вынуть из пруда,
Небольшого (окунька).
- А окунь тоже хищник, нападает на маленьких рыбок.

Воспитатель обращает внимание на, то с помощью чего так быстро плавают                                          рыбы (тело плоской формы, плавники, хвост).
- Ребята подойдите тихонько сюда к водорослям, здесь происходит чудо - рыба                               мечет икру, потом из икры появятся малыши их называют – мальки, мальки                                                                      подрастут и будут похожи на рыбку, которая метала икру. Вот так рыбки               размножаются. Поэтому их так много.
- А сейчас присядем на берегу и попробуем выложить из картинок как рыбка размножается. Вывешивается схема размножения, дети сравнивают.
Пальчиковая игра «Рыбка озорница».
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула.
Рыбка быстро уплыла.

- А чтобы рыбки были здоровые, веселые им конечно же нужно питаться.                                                             А чем питаются рыбы? Дети называют и вывешиваются заготовленные заранее
картинки с изображением того, чем питается рыба: водоросли, икра, червячки,                   насекомые, рыба.
- Ребята, посмотрите, что у меня есть? (внесение картинки с изображением рыбки в аквариуме). Аквариум с рыбкой вуалехвост. Если рыбка живет в аквариуме как она называется? (аквариумная) Каких еще аквариумных рыбок вы знаете? Может выпустим ее в речку, чтобы ей было не скучно? Можно? Почему? (яркая окраска, привыкла, что за ней ухаживают, нет корма, нападут хищные рыбы, не умеет прятаться).                       -Молодцы, сколько мы добра сделали. Наше пребывание на речке закончилось.
- Что мы сегодня делали?
- Что понравилось? На память о нашем путешествии я вам хочу подарить эмблемы «Защитники природы».

    Конспект беседы «Рыбы-дети воды»  

Цель: уточнение знаний детей о рыбах, их внешнем виде.

Задачи. Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.

Ход беседы

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Послушайте меня внимательно и отгадайте загадку.

Загадка.

Молчалива я на диво,
В платье с блестками красивом
Я желанья исполняю,
В сказках многих я встречаюсь
Быть могу и золотою,
И обычною, простою,
Прост в воде мне вдох и выдох,
Жабры есть у каждой- (Рыбы)
Воспитатель. Правильно, вы отгадали. Это-рыбы. А что вы знаете о рыбах?
Дети. Рыбы живут в воде, их тело покрыто чешуей, у них есть хвост, плавники.
Воспитатель. Молодцы, многое знаете о рыбах. Сегодняшний наш разговор пойдет о рыбах-детях воды.
Воспитатель. Ребята а какие рыбы вам известны?
Дети. Сом, щука, окунь, лещ, линь и многие другие. (Показываю картинки с изображением рыб)
Дети, покажите на картине, каких рыб вы узнаете и назовите.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру: "Золотая рыбка"
Назначается водящий"рыбак". "Рыбак" начинает ловить "рыб". Первая пойманная "рыбка" присоединяется к "рыбаку", взяв его за руку. Образуется "невод", и они продолжают ловить "рыб" уже вдвоем. Если "рыбакам" удается догнать "рыбку" и схватить ее свободными руками та

15 ноября 2023 в 20:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.