МБДОУ детский сад №28 «Солнышко»ст.Новоминская
|
Проект «Удивительный мир рыб» в средней группе» воспитатель Поддубная Елена ЕвгеньевнаПроект «Удивительный мир рыб» в средней группе» Актуальность проекта Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром. Писатель натуралист Николай Сладков писал о рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек, тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых! Рыбы — дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!». Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Поэтому я решила разработать проект для детей средней группы «Удивительный мир рыб», чтобы помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб. Тип проекта: информационно-творческий. По составу участников: групповой. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. По продолжительности: Краткосрочный (2 недели). Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель проекта: Знакомство детей с разнообразием рыб. Задачи проекта: Образовательные: - формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; о разнообразии рыб. - формировать представления о характерных особенностях строения рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб. Развивающие: - развивать интерес к познанию окружающего мира; - развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности); - развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей. Воспитывающие: - воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней; - прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей. Ожидаемые результаты проекта: - у воспитанников сформированы представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб; - в экологическом уголке группы пополнена развивающая среда; - результаты художественного творчества оформлены в выставке работ; - родители вовлечены к участию в проектной деятельности. Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про рыб и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта. 2. Практический - дать первичную информацию о рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов; просмотр познавательных мультфильмов и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, просмотр мультфильмов совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление дидактической игры по РЭМП «Рыбы», альбомов с иллюстрациями «Речные рыбы», «Морские рыбы», «Аквариумные рыбы», оборудование для дыхательной гимнастики. 3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки, создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление макета аквариума, стенгазеты. Сотрудничество с семьёй: Выставка поделок «Обитатели водоемов», создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление стенгазеты. Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности. Содержание работы. На подготовительном этапе был проведен первичный мониторинг знаний детей о рыбах. Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли беседу в форме вопросов. (Приложение 1) Мониторинг проводился индивидуально с каждым ребёнком. Примерная продолжительность беседы с ребёнком 5 минут. В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации педагогического мониторинга в таблицу 1 (Приложение 2). Критерии оценки: « + » - ответил правильно на вопрос. « + - » - ответил не полностью. « - » - не ответил на вопрос. В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах детей средней группы, представленные в таблице 2 (Приложение 3). Наглядно эта информация представлена на рисунке 1 (Приложении 4). На данном этапе осуществлялся сбор и накопление материала по проекту; создание условий для реализации проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта; разработан план проекта по ознакомлению детей с разнообразием рыб. (Приложение 5). Определив основное направление в работе, приступили к созданию предметной среды (дидактические игры, альбомы, картотеки игр, загадок, стихов), которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную деятельность и способствовала ознакомлению детей с разнообразием рыб. На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с разнообразием рыб, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о рыбах, их строении. В работе использовали: Рассматривание иллюстраций в книгах, атласах, игрушек. Наблюдения за аквариумными рыбками. Чтение стихотворений, рассказов, загадок, считалок. НОД. Беседы. Упражнения на дыхание, чувства ритма. Дидактические игры. Словесные игры. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, физминутки. Пальчиковые игры. Продуктивные виды деятельности. Конструирование из бумаги, счётного материала, палочек, мозайки. Слушание песен о море, звуков воды. Просмотр мультфильмов и презентации о рыбах. Изготовление аквариума, стенгазеты, видео ролика «Удивительный мир рыб». Консультации, беседы с родителями.На заключительном этапе был осуществлён повторный мониторинг знаний детей о рыбах, проведён анализ полученных результатов. Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли те же самые вопросы педагогического мониторинга. (Приложение 1) В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации результатов педагогического мониторинга в таблицу 3 (Приложение 6). В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах детей средней группы, где видно, что показатели уровня знаний детей о рыбах существенно изменились. Результаты представлены в таблице 4 (Приложение 7). Наглядно эти данные представлены на рисунке 2 (Приложении 8). Для оценки результативности данной работы над проектом было проведено сравнение уровня знаний детей о рыбах на подготовительном и заключительных этапах. Результаты сопоставительной характеристики представлены в таблице 5 (Приложение 8). Наглядно эти параметры отражены на рисунке 3 (Приложение 9). Таким образом, содержание таблицы и рисунка, говорят о значительном повышении уровня знаний детей о рыбах, значит цель и задачи нашего проекта достигнуты. Итоги проекта: За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и среде обитания рыб; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её; пополнилась развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагога и детей. Список литературы:
Приложение 1 Вопросы педагогического мониторинга 1. Где живут рыбы? 2. Зачем рыбам плавники и хвост? 3. Чем питаются рыбы? 4. Какие бывают рыбы? Приложение 2 Таблица 1 Протокол регистрации результатов педагогического мониторинга на подготовительном этапе
Приложении 3 Таблица 2 Показатели знаний детей о рыбах на подготовительном этапе
Приложение Планирование видов деятельности для реализации проекта
Приложение Таблица 3 Протокол регистрации результатов педагогического мониторинга на заключительном этапе
Приложении Таблица 4 Показатели знаний детей о рыбах на заключительном этапе
Приложении Стихи, загадки Как спят рыбы?
Если дальше мы пройдём, звёзд морских у скал найдём. В ярких платьицах они и сверкают как огни. На дне скучает - осьминог, сложил печально - 8 ног Точнее, 8 длинных рук – никто не плавает вокруг. В сказках - «Чудо - Юдо» он, часто страшен, разъярён, Наяву ж - известно всем - безобиден кит совсем. Мурена.
Дельфин. О дельфинах всем известно Нет животных интересней: Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки.
Крабик От волны невдалеке, Двигаясь неспоро, Крабик ножкой на песке Делает узоры. Я на самом деле — рыбка! От волны невдалеке, Двигаясь неспоро,
Снаружи грозный осьминог, В душе – добрейший малый: Он приготовил нам пирог С начинкой из коралла – Из нежного коралла! Акула – всех морей беда, Виновница разгула. Она сейчас не голодна: Акула съела мула – Огромнейшего мула! Морской конёк. Морской конёк, как горбунок, Застыл немым вопросом: Достанет ли свой гребешок Он длинным чутким носом. Своим длиннющим носом! Ерши Над речушкою
Золотые рыбки Рыбкам в банку
И рыба клюет
Трусишка Федот
На рыбалке Петя с удочкой сидит,
Рыбы
Рыбья дразнилка
Акула (рыба)
Дельфин
Ёж морской
Рыба-игла
Камбала (рыба)
Камбала.
Кит
В сказках — «Чудо-Юдо» он,
Коньки морские
Про сома Все приходится сому
Трудно жить
Где живет огромный сом?
«Красивые рыбки» Уж я то знаю: Не для кошек И не для собственной еды Разводит дедушка рыбешек... Разводит их - Для красоты! Он сеял рыбок, как рассаду, Не поливал (росли в воде). И только взглядом, только взглядом К их прикасался красоте. Пескарь (рыба)
Осьминог
Загадки Посмотрите, дом стоит,
Стеклянный домик на окне
И с рыбкой золотой.Аквариум На окне - стеклянный пруд,
Блещет в речке чистой
Через море-океан Плывёт чудо-великан. На спине его есть кран: Из него бежит фонтан. Кит Как громадный пароход, В океане он плывет, Без трубы и без винта, На спине его – фонтан. Кит Этот зверь клыкастый, Вместо ног - ласты, Хвост по льду волочится, Мороза зверь не боится. Морж В реке большая драка:
Море синее прекрасно. Только плавать в нем опасно! Как бы вас не «хватанула» Кровожадная … Акула В буйном море – океане
В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу.
Гриб прозрачный водяной, Проплывал вместе с волной. Медуза Есть лошадка, что не пашет, «И-го-го» она не скажет, Молча плавает в воде, Прячется в морской траве, То ли рыба, то ль зверек? Кто это?… Морской конек Чем похож я на коня? Шейка, гривка у меня... Здесь какая-то ошибка: Я на самом деле — рыбка! Морской конёк.
На дне морском живёт звезда И всем твердит упрямо, Что будто бы она туда, На дно, с небес упала. С самих небес упала! Морская звезда. Дружить всерьёз с морским ежом Нам нужно осторожно. Ведь не секрет, что родом он Из хищных иглокожих – Коварных иглокожих! Морской ёж. По волнам гуляет зонтик. Если встретите - не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива. Медуза. Кто же в море в каменной рубахе? В каменной рубахе в море – …… Черепахи. С моряками был он дружен,
Все ко дну я прижималась В темноте морских глубин.
И на дне морском глубоком,
Средь рыб океанических Стоит он как-то боком, А назван электрическим За то, что бьётся током – Представьте, бьётся током! Электрический скат. Хвостом виляет, зубаста, а не лает.Щука У нее во рту пила.
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.Сом
Колюч, да не еж. Кто это? Ерш Ты со мною не знаком?
Голова и восемь ног,
НОД «Рыбы». Задачи: формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.; активизировать и обогащать словарный запас детей; вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство; воспитывать интерес к природе. Воспитатель показывает глобус. Воспитатель: Сколько на глобусе голубого цвета. Что изображено голубым цветом? Дети: Это вода: океаны, моря. Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.) - Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их. Ответы детей. Воспитатель: Давайте посмотрим на них. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением морских рыб. Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток» Дети: Это рыбы. Воспитатель: Правильно, молодцы! Они живут и в солёной, и в пресной воде. Рыб в мире огромное количество. Отберите картинки с изображением рыб (набор картинок разных животных и рыб) Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных? Ответы детей. Физминутка: «Плаваем-ныряем». Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки. Давайте посмотрим: какие они. (показ презентации «Кто такие рыбы?» ) Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры. - Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь? Дети: Скользкая. Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде. - Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба. Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал? (Высказывания детей.) - Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры. Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?» Где же спит рыбка и как? Ответы детей. Рассматривание модели «Рыба» Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы. Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила? Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы». Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях. Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели. Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба. Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб? Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер. Игра «Караси и щука»» или «Мы – рыбки». Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать? (Высказывания детей.) НОД «Наблюдение за рыбками». Цель: формирование обобщённых представлений о рыбах. Задачи: углубить знания о строении рыб, среде их обитания; вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности. Помочь детям осознать, что рыба живая и нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками). Ход НОД: Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку-рыбку. Дети показывают и называют голову, глаза, рот, хвост. - Хвост помогает ей плавать. - Может ли плавать игрушечная рыбка? Воспитатель ставит ее в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается. - Это игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть. - Я сейчас приглашу вас посмотреть, как плавает настоящие рыбки, как виляют хвостиком. Но вначале запомните: нельзя стучать по стеклу- рыбки пугаются, нельзя ловить рыбок, они должна находиться в воде, без воды они могут погибнуть, на них можно смотреть, ими можно любоваться. Приглашаю детей в холл детского сада, где стоят большие аквариумы с рыбками. - Наблюдайте за рыбками и негромко рассказывайте, что вы заметили (рыбки плавают, махают хвостиком, раскрывают рот, смотрят, заплывают за камень). - Покажите ручками, как плавает рыбка. Рыбка плавает по дну, не поймаешь не одну. - Полюбуйтесь, как красиво они плавают, легко, плавно. Эти рыбки называются гуппи. Посмотрите, какие красивые хвосты у этих рыбок. - Куда они плывут? (Во все стороны, по всему аквариуму.) - Посмотрите на рыбок, а теперь закройте глаза! - Где рыбки? Снова закройте, где теперь рыбы? - А если рыбки закроют глаза, она увидит, куда им плыть? - Что помогает им плыть (хвостик, плавники и глазки). Глазками они видят куда можно плыть. - Как хвост помогает рыбке плавать. Дети наблюдают за движением хвоста рыбки. Воспитатель поясняет: «Если рыбка не будет шевелить хвостом, она не сможет плыть и будет стоять на одном месте» Он показывает детям хвостовой плавник. - Рассматривание плавников. Воспитатель показывает детям на игрушечной рыбке или на живой, когда она подплывает близко к переднему стеклу, ее спину и брюшко. Говорит, что спина у нее всегда вверху, а брюшко-внизу. Обращает внимание на плавники, поясняет: «Плавники помогают рыбке плыть и прямо держаться в воде – не переворачиваться. Рыбка по-разному двигает плавниками». Педагог предлагает ребятам понаблюдать за рыбкой и повторить руками движения плавников. - Как рыбка плавает. «Рыбка плавает по-разному. Быстро и медленно. Быстро она плавает, когда видит корм и когда пугается. Тогда она сильно двигает хвостом из стороны в сторону. Обычно рыбка плавает медленно, чуть-чуть шевеля хвостом». - Как рыбка отдыхает. Воспитатель обращает внимание детей на спящую рыбку. «Рыбка плавает не все время. Иногда она останавливается, чтобы отдохнуть. Тогда рыбка чуть-чуть шевелит плавниками, а хвостом не двигает совсем. Спит она около дна или среди растений. Спит с открытыми глазами, потому что у нее, в отличие от человека, глаза не закрываются. - А, чтобы рыбкам жилось хорошо, чтобы они не болели, им нужен корм, их надо кормить. (Дети рассматривают баночку с кормом). - Это сухие червячки, их любят кушать рыбки, но нам ни в коем случае в рот брать нельзя. - Как ест рыбка. Утром дети наблюдают, как голодная рыбка хватает ртом песок, ощипывает растения. Сейчас я насыплю корм в аквариум, а вы наблюдайте, что будет делать рыбка. - Посмотрите, чем едят рыбки? (ртом) - Какой у них рот (маленький) - Как они захватывают корм (подплывают к поверхности воды, открывают рот и заглатывают корм). Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. - Когда дают корм, рыбки всплывают на поверхность воды и начинают хватать его, падающий корм ловит на лету или собирает со дна. Наевшись, рыбки уплывают от корма. По рыбам трудно определить, спят они или нет - ведь рыбы для сна не закрывают глаза, как это делают люди. У рыб просто нет век, чтобы это сделать. Да они и не нужны им. Но они все же спят, хотя сон у них не бывает таким крепким, как у нас. Рыбы почти не двигаются, но все видят и слышат, готовые в любую минуту уплыть, спрятаться. Если дома есть аквариум, то ночью внезапно включив свет, можно увидеть, что рыбки "лежат" брюшком на дне или на водорослях и почти не шевелятся. Но всего одно движение, или звук, и все они проснутся. А если у кого-то в аквариуме есть сомики, то днём можно наблюдать, как спит ночная рыбка - ведь сом ночной хищник. То днём он лежит на дне, не двигаясь, а с приходом темноты начинает плавать и искать корм. Большинство рыб для отдыха находят себе тихое спокойное место. Спят они по-разному: ложась брюшком или боком на дно, кверху брюшком, а иногда и вниз головой, или зарывшись в песок. - Можно взять живую рыбку в руки и поиграть с ней (Рыбка без воды может задохнуться, погибнуть). - С кем вы познакомились сегодня? (С рыбками.) - Как называются они? (Гуппи.) - Какие они? (Красивые, проворные, небольшие.) - Где они живут? (В аквариуме.) - Что они делают? (Они плавают в аквариуме и радуют нас.) - Чем их можно кормить? (Сухим кормом.) - Вы были большие молодцы, были внимательными. Беседа с детьми на тему: «Разные рыбы».
ХОД беседы: Загадки: 1. У родителей и деток вся одежда из монеток. 2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём. 3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают. - А как вы догадались? (Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы. Рыбы живут в реке, они плавают, имеют хвостики и т. д.) - А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке? (Ответы детей) Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (Ответы детей) - Почему вы так решили? (Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.) Рыбы делятся на группы по месту обитания: - Рыбы, живущие в реке, называются… речными. - Рыбы, живущие в море, называются… морскими - Рыбы, живущие в аквариуме, называются … аквариумные - Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб). - Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы. (Голова, тело, хвост, плавники.) - Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно-вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров. Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. - А чем, ребята, покрыто туловище рыбы? (Ответы детей) - А как вы думаете, для чего рыбе чешуя? (Предположения детей) Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии - полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий. - Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост? (Предположения детей) Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям. Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки. Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать? (ответы детей) - Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной в водоеме. Ребята, а есть ли польза от рыб и какая? - Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для домашних животных. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Таким образом, роль рыб в жизни человека очень велика. - А надо ли беречь рыб и почему? (Предположения детей) Нельзя без надобности вылавливать рыбу иначе она полностью исчезнет. Беседа на тему: «Что мы знаем о рыбах?» Цель: пополнение знаний детей о рыбах. Задачи: Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Напомнить способ классификации предметов. Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними. Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка. Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле. Ход беседы: Воспитатель: Блещет в речке чистой
Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей) Воспитатель: Как вы определили, что лишний — воробей. Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.
Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост». Описательные рассказы детей. Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая, - самая некрасивая, - самая большая, - самая маленькая. Ответы детей. Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы? Дети: (называют общие признаки рыб) Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры.
«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? Дети: Рыбы. Воспитатель: А монетки — это? Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы. Воспитатель: Серебряные или золотые монетки? Дети: И те, и другие, но чаще серебряные.
Ответы детей. Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников.Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник... плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.
(ответы детей) Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм. Физминутка «К речке быстрой»
Педагог цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой: Воспитатель: Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка?) Где же спит рыбка и как? Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами). Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой, и над собой, и сзади, и под собой. Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других. Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах. Ответы детей Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? Ответы детей. Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее. Заканчивая занятие, воспитатель обращается к детям: «Что нового узнали вы сегодня о рыбах? О каких рыбах вы хотите узнать поподробнее. НОД в средней группе на тему «В гостях у речных рыб» Задачи: приобщать детей к основам экологической грамотности; способствовать освоению детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются; развивать умение пользоваться моделью и схемой. Развивать мышление, память, логику, умение анализировать, выражать свои мысли в активной речи. Воспитывать у детей любовь к живой природе. Продолжать учить подбирать определения, упражнять в образовании прилагательных от существительных; обогащать активный словарь новыми словами (размножение, икра, личинка, мальки).Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Оборудование: мольберт, конверт, схема-модель для описания рыб, голубая ткань («река»), картинки водорослей, камней, речных рыб, бытовые отходы (кульки, банки, коробки, крышки и т.п.), эмблемы «Защитники природы», схема развития рыбы. ХОД НОД:
- Значит письмо пришло от каких рыб? (речных). А если рыбы живут в озере, то как они называются – озерные, в море – морские. А нам нужно спешить на речку к каким рыбкам? (речным) Дети проходят, на полу из ткани имитация реки. Кругом мусор (пакеты, коробочки из - под сока, бутылки пластиковые, фантики, кожура от фруктов).
Колюч, да не еж.
На дне, где тихо и темно,
От зубастой щуки скрылся,
Хоть и рыба и мала,
Воспитатель обращает внимание на, то с помощью чего так быстро плавают рыбы (тело плоской формы, плавники, хвост).
- А чтобы рыбки были здоровые, веселые им конечно же нужно питаться. А чем питаются рыбы? Дети называют и вывешиваются заготовленные заранее
Цель: уточнение знаний детей о рыбах, их внешнем виде. Задачи. Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде. Ход беседы Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Послушайте меня внимательно и отгадайте загадку. Загадка. Молчалива я на диво,
15 ноября 2023 в 20:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.