МБДОУ детский сад №28 «Солнышко»ст.Новоминская

Из опыта работы Рекало Марины Дмитриевны «Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей»

                                                                                                                      М.Д.Рекало

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №28

Ст. Новоминская

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере, будущей деятельности ребенка».

Карл Орф

Развитие творческого начала, творческого мышления и воображения, использование практической, а не абстрактно -  интеллектуальной деятельности в дошкольном образовании, обратили мое внимание на систему  музыкального воспитания детей, созданной  композитором, баварским экспериментатором Карлом Орфом. В своей пятитомной антологии «Шульверк», собранной  и разработанной для исполнения детьми песен и танцев с использованием простейших «орфовских» инструментов, Орф «изобрел» музыкальную игру – импровизацию на основе фольклора европейских народов. Позднее слово «Шульверк» стало нарицательным, обозначающим педагогический принцип «обучения в действии» и позволяющий развивать творческое начало как воспитаннику, так и педагогу.

В нашей стране систему Карла Орфа апробировала и   создала на ее основе собственную технологию «Элементарное музицирование дошкольников» кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, заведующая кафедрой  «Элементарного музицирования» МПГУ, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Разобравшись в сути технологии  Т.Э.Тютюнниковой, изучив литературу и публикации, просмотрев онлайн вебинары автора, я отметила ее особенность: синкретическое единство музыки, слова, движения и  детской импровизации, усвоение музыкальных знаний в игровой  практике. Основные  виды  деятельности были просты и доступны детям: звучащие жесты, речевое  музицирование, игра на музыкальных инструментах, озвучивание стихов, сказок, пение, танец, пантомима, импровизированная  театрализация. Вся работа осуществлялась по трем направлениям (учебное, творческое, концертное музицирование) и дифференцированно  разделялась на два этапа (ступени) - младший и старший дошкольный возраст.

Технология элементарного  экспериментирования требовала  широкого использования детских музыкальных инструментов, поэтому  предметно - пространственная развивающая среда  в детском саду была пополнена   металлофонами, ксилофонами, треугольниками, бубенцами, колокольчиками, бубнами, маракасами, совместно с воспитателями и родителями детского сада были изготовлены шумовые инструменты, применение которых необходимо на всех этапах реализации технологии. Было продумано перспективно- тематическое планирование по реализации технологии элементарного музицирования дошкольников на 2 ступенях развития. (Приложение №1), подобран консультационный материал по работе  с семьей.

Использование технологии  с воспитанниками  2 младшей и средней  группы (2 смешанной дошкольной группы)  начала с применения речевых  игр с разнообразными звучащими жестами:  (хлопками, шлепками,  притопываниями, щелчками),  придумывая вместе с детьми звуковые модели (потираем ладони друг о друга - шелестит трава и листья,  кисти рук с тыльной стороны - шуршит камыш, бег подушечками пальцев - топот сказочных гномов и так далее).

В старшем возрасте речевые задания с воспитанниками усложнились:  использовались такие приемы, как декламация со звучащими жестами и импровизациями в вопросительно - ответной форме, цепочка ритмических мотивов на фоне звучащей музыки и другие.

Для развития звуковысотного слуха и пения в работе с младшими дошкольниками применяла артикуляционные игры - задания (на говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование), в том числе и авторские интерактивные игровые модели «Поющая бабочка», «Ледяные фигуры», "Песня капли" (Приложение №2).

На втором этапе обучения, с ребятами старшего дошкольного возраста, усложнила задачу: включив умение  моделировать  голосом не только пространственно, но и  графически, с использованием наглядных схем.

Успехом у детей  пользовались игровые задания на развитие движений, двигательные импровизации, игры - экспериментирования, как с использованием шумовых инструментов,  так и инструментов - самоделок из бросового  материала. В  разнообразных игровых ситуациях дети научились различать свойства различных материалов и предметов  (бумажные, стеклянные, деревянные, металлические), приобрели  опыт звуковых ощущений. Так, например, при ознакомлении детей с металлическими звуками ребята экспериментировали с предметами из металла (кухонной посудой, ведрами,  крышками, связками ключей), сравнивали  их звук  со звучанием металлофона, бубенцов, треугольника. Коллективная игра  «Забавный оркестр», помогла  перевоплотиться в музыкантов, где каждый «инструмент» озвучивал свою музыкальную партию, а дирижер - ребенок руководил игрой импровизированного оркестра. С желанием дети «озвучивали»  знакомые стихи и сказки, самостоятельно подбирая для себя шумовые музыкальные инструменты и распределяя роли, придумывая творческие сказки - шумелки. (Приложение № 3).

С внедрением в педагогический процесс информационно – коммуникационных  технологий,  появилась уникальная  возможность  применять  в своей работе авторские интерактивные пособия: ритмические видеопартитуры и звуковые модели, формирующие   у детей  умение читать ритмические формулы непосредственно в процессе исполнения ритма на музыкальных инструментах.

Практическое применение технологии Т.Э.Тютюнниковой в своей педагогической деятельности дало толчок развитию педагогического творчества: составлено перспективно - тематическое планирование работы по элементарному музицированию дошкольников,  в стадии разработки методическое пособие «С музыкой интересно», включающее в себя разнообразные мероприятия с использованием игровых заданий.

Анализируя результаты работы по данной технологии можно сделать вывод: применение технологии Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» позволило:

- повысить интерес воспитанников  к музыкальной деятельности;

- сформировать навыки общения и сотрудничества в группе;

- развить эмоциональность, индивидуальность, музыкально - творческие способности воспитанников;

 -разнообразить развивающую предметно - пространственную среду в дошкольной организации, пополнив ее музыкальными шумовыми и ударными инструментами;

- разработать интерактивные видеопартитуры для оркестровок и дидактические пособия для развития звуковысотного слуха.

Планирую и дальше продолжать работу с воспитанниками  по реализации технологии Т.Э.Тютюнниковой, разработать серию занятий и досугов с применением данной технологии, создать новые интерактивные пособия, позволяющие решать задачу развития музыкально -  творческих способностей дошкольников более успешно и продуктивно.

Опыт работы (презентация)

Приложение №1.Перспективно- тематическое планирование младший и средний возраст)   Перспективно- тематическое планирование старший возраст

Приложение №2.Игровая модель на развитие звуковысотного слуха и голоса "Песенка капли" 

Приложение №3 "День рождения бабушки Кастрюли" (сказка-шумелка, придуманная детьми)

Видеопартитура к сказке.

Используемая литература:

1.Т.Э.Тютюнникова «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. 

2.«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография»

3. Л.Алексеева, Т.Тютюнникова "Музыка"

4.Т.Э.Тютюнникова "Доноткино. Квадратный апельсин".

5.Т.Э.Тютюнникова "Крошечная музыка"

6. Т.Э. Тютюнникова "Звездная дорожка"




14 февраля 2021 в 21:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.